Собор святого марка

Сюжеты мозаик соборного интерьера

Мозаики собора продолжают мозаичные повествования нартекса, связанные с ожиданием явления мессии. Они иллюстрируют прижизненные деяния Иисуса Христа, жития Пресвятой Богородицы и евангелиста Марка:

  • С купола на центральном нефе (вытянутом помещении собора) смотрит Богородица в окружении пророков. Теме исполнения пророчеств посвящены 10 настенных мозаичных картин и 4 сюжета над иконостасом, выполненные по эскизам знаменитого Тинторетто в XIV столетии.
  • Мозаики поперечного нефа (трансепта), повествующие о событиях, описанных в Новом Завете и благодеяниях Иисуса, стали украшением стены и сводов.
  • На живописных полотнах арок над центральным куполом показаны картины мучений, испытавших Христом, от распятия до Воскресения. По центру купола перед прихожанами предстает картина Вознесения Спасителя на небо.
  • В ризнице украшением верха стен и сводов стал ряд мозаик XVI столетия, выполненных по эскизам Тициана.
  • Произведением искусства выглядит пол из разноцветных мраморных плиток, сложенных в геометрических и растительных рисунках, изображающих обитателей земной фауны.

Что ждет на входе в собор

Посетителей запускают в собор через центральную дверь со стороны главного фасада. Очередь есть всегда: для таких объектов понятия сезон / не сезон просто не существует. Не пугайтесь: поток движется достаточно быстро. Вход в собор бесплатный, но заставляют открывать рюкзаки и сумки для проверки. Впускают народ группами: партия людей прошла, 5–10 минут постояли, следующая партия прошла и т. д. Это обычная практика для особо популярных туристических объектов, иначе может возникнуть столпотворение.

С крупными сумками внутрь не пускают, а под «крупные» зачастую попадают и рюкзаки, например. Но особых проблем это не создаёт: в соборе работает собственная камера хранения, в случае чего придется ей воспользоваться. Нельзя входить в храм в неподобающей одежде, внутри не следует громко разговаривать, и (самое неприятное) запрещена видео- и фотосъемка. Последний запрет периодически нарушается многими посетителями, и я не замечала, чтобы здесь рьяно следили за фотоаппаратами, но правила таковы.

Часы работы

Достопримечательности на площади открываются не в одно и то же время. На график работы влияет и сезонность. Больше всего туристов в высокий сезон (апрель-октябрь), в низкий (октябрь-апрель) их значительно меньше.

График работы основных достопримечательностей на площади Сан-Марко:

  • За посещение собора Святого Марко платить не надо. Открывается он в 9.30 и работает до 5 вечера (в будние дни). В выходные открыт с 2 до 5 дня. В помещении нельзя фотографировать или снимать видео, заходить с багажом, кричать, громко говорить или приходить в вызывающей одежде.
  • Посещение Музея Святого Марка обойдется в 5 евро. Открывается ежедневно в 10 утра и принимает посетителей до 16.50.
  • Проход в сокровищницу – 3 евро. Время работы совпадает с графиком собора святого Марка. В таком же режиме работает и Золотой алтарь, но стоимость его посещения – 2 евро.
  • Кампанила Сан-Марко обойдется туристу в 8 евро. Открывается в 9 утра. Время закрытия нужно уточнять в зависимости от сезона и венецианских праздников.
  • Дворец Дожей начинает свою работу ежедневно в 8.30, закрывается в 19.00 в пик туристического сезона и в 17.30 в низкий сезон. Стоимость посещения зависит от возраста посетителя: пенсионеры и дети от 6 до 14 лет должны заплатить за билет 12 евро, взрослые – 19 евро. Кроме того, этим билетом можно воспользоваться при входе в библиотеку или Музей Археологии, Музей Коррер.

Что касается посещения музеев на площади в низкий сезон, то время сокращено на час.

Церковь Святого Пантелеймона (La chiesa di San Pantalon)

Эта невзрачная на первый взгляд церковь таит в своих стенах (а точнее сказать, под потолком) настоящее сокровище: самое большое художественное полотно в мире работы Джованни Антонио Фумиани.

Эта невзрачная церковь таит в своих стенах настоящее сокровище

Потолочная роспись-обманка «Мученичество и вознесение Святого Пантелеймона»  занимает площадь более 700 м2. На создание фрески ушло 24 года. Говорят, что художник погиб, сорвавшись с лесов во время работы над ней.

Помимо своих размеров, картина примечательна тем, что на низком плоском потолке создаётся ощущение глубокого свода, усиленное отсутствием привычного обрамления и плавным переходом картины с потолка на стены.

Алтарь Церкви Святого Пантелеймона украшает ещё один шедевр кисти Паоло Веронезе – картина «Чудо Святого Пантелеймона», ставшая последней работой мастера. Здесь также можно увидеть полотна Антонио Виварини, Джованни д’Алеманья и Паоло Венециано.

Потолочная фреска «Мученичество и вознесение Святого Пантелеймона»

Свой нынешний облик здание обрело в 1668-1686 году, до этого на протяжении шести веков церковь неоднократно перестраивалось.

Часы работы:

  • Пн-сб: 10:00-12:30 и 15:30-18:00
  • Вс: 9.30-12.30; 15.30-18.00

Билеты: Вход свободный

История собора

Местом нахождения мощей евангелиста святого Марка до 828 года был город Александрия. При подавлении вспыхнувшего там крестьянского восстания мусульманские каратели подвергли разрушению много христианских церквей и уничтожали святыни. Тогда два торговца из Венеции поплыли к берегам Александрии, чтобы уберечь мощи святого Марка от вандализма и вывезти их на родину. Чтобы пройти таможню, они прибегли к хитрости, спрятав корзину с останками святого Марка под свиными тушами. Их надежда, что мусульманские таможенники побрезгуют прислоняться к свинине, оправдалась. Они успешно пересекли границу.

Первоначально мощи апостола разместили в церкви Святого Теодора. По приказу дожа Джустиниано Партечипацио для их хранения возле Дворца дожей возвели базилику. Город обрел покровительство святого Марка, его знак в виде золотого крылатого льва стал символом столицы Венецианской республики.

Пожары, охватившие Венецию в Х-XI веках, стали причиной нескольких перестроек храма. Его реконструкцию, близкую к сегодняшнему облику, завершили в 1094 году. Пожар 1231 года повредил церковное сооружение, в результате чего были выполнены восстановительные работы, закончившиеся созданием алтаря в 1617 году. Величественный храм снаружи и изнутри предстал красивее прежнего, украсившись статуями святых, ангелов и великомучеников, изумительным резным декором фасадов.

Собор стал главным культовым местом Венецианской республики. В нем проводились коронации дожей, получали благословение известные мореплаватели, отправляясь в далекие путешествия, сходились горожане в дни празднований и бед. Сегодня он служит резиденцией венецианского патриарха и является достопримечательностью мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть

Богатое убранство и выдающиеся мозаичные инкрустации захватывают внимание туристов с первых шагов, однако базилика славится не только впечатляющей отделкой. Любознательный турист обязан заглянуть в баптистерий

Его облицованные мрамором стены изумительно оттеняют своды, что филигранно украшены мозаикой византийской стилистики. В гробницах покоятся Андреа Дандоло и Джованни Соранца, 54-й и 51-й дожи Венеции, соответственно. В центре зала установлена купель, запечатанная крышкой из бронзы. Над ней под куполом инкрустированы лики двенадцати апостолов.

Не меньше привлекает внимание Pala D`Oro – золотой образ, расположенный рядом с главным алтарем базилики. Образ простирается на приблизительно 3 метра в длину и ширину и содержит в себе около 250 миниатюр

Часть из них были написаны при Энрико Дандоло (41 венецианском доже), ещё ряд – при сменившем его Пьетро Джанни. Окончательным своим видом образ обязан Андреа Дандоло, по приказу которого была заказана позолоченная рама, в которую и установили готовые миниатюры. Долгое время алтарный образ закрывали от людских глаз, показывая только на большие церковные праздники, однако в наши дни на него может полюбоваться каждый посетитель базилики.

Ещё одним местом, достойным внимания, считается Сокровищница собора Сан-Марко, которая располагается между храмом и Дворцом дожей. Дверь в неё украшает мозаичная картина с изображением ангелов, окруженных пламенем. Тематика выбрана неслучайно – она напоминает о пожаре, что уничтожил значительную часть первоначальной постройки. Внутри расположены два помещения: Святилище и сама сокровищница. Разнообразие собранных реликвий поражает. Здесь находятся церковная утварь, украшения из драгоценных металлов, ларцы со святыми мощами, потиры и даже трон-реликварий самого святого Марка. Большинство сокровищ были привезены из разграбленного Константинополя, да и то лишь малая толика от прежнего богатства. К сожалению, часть коллекции была украдена, а некоторые драгоценные металлы и камни распроданы, дабы заполучить необходимые средства для реставрации собора.

Площадь Сан-Марко в Венеции – центральная достопримечательность города

Настоящим центром культурной, административной и религиозной жизни Венеции является главная площадь Сан-Марко. Ее принято делить на две части.

Первая – это Пьяцетта, объединяющая территорию между Гранд-каналом и Кампанилой.

Вторая охватывает всю территорию площади.

Возраст Сан-Марко в Венеции принято исчислять от IX века, когда было начато строительство собора Святого Марка.

Территория перед ним благоустраивалась для проведения всевозможных массовых мероприятий, а в XII веке стала традиционным местом празднования Венецианского карнавала. Это верно и в наши дни.

Не случайно отсюда стартуют все экскурсии, в ходе которых перед туристами открывается красота ключевых архитектурных достопримечательностей:

  • Собор Сан-Марко в Венеции с Кампанилой;
  • Дворец дожей;
  • Часовая башня;
  • Старые и Новые Прокурации – три исторических здания, соединенных друг с другом. В одном из них располагается известное кафе Венеции «Флориан».

Это далеко не все, что можно увидеть на площади Сан-Марко, фото которой не способно передать всю ее красоту. Так, путешественники любят прогуливаться у памятников-колонн святых Теодора и Марка, поражающих воображение, и давших начало многим местным легендам.

Собор Святого Марка

До XIX века церковь Сан-Марко в Венеции служила придворной капеллой при соседствующем с ней Дворце дожей. Здесь, в специально отведенной кафедре, глава государства впервые публично выступал перед жителями города.

В основе строительства собора лежит интересная легенда о том, как в 829 году двое купцов выкрали мощи Святого Марка в Александрии и тайно доставили их в Венецию. Подтверждением этому служит мозаика, и по сей день украшающая стены храма.

Внутри взгляду открывается величественное зрелище на убранство собора Сан-Марко. Его залы украшены резьбой XIII века и разноцветными мозаиками.

С 1987 года базилика включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стены собора и выставленные в нем иконы представляют собой живописное изложение сцен из жизни апостола Марка, а также из Ветхого Завета. За огромными бронзовыми дверями у входа в реликварий упокоены мощи святого.

Храм Сан-Марко в Венеции в наши дни остается действующим, поэтому посетить его может любой желающий совершенно бесплатно, но только в одежде без открытых плеч и коленей.

Богослужения проводятся каждый день у Pala D`Oro – главной венецианской святыни, представляющей собой золотой алтарь.

Более 500 лет потребовалось на создание 80 икон в золотых окладах, поражающих великолепием редких драгоценных камней.

К слову, вести в храме фото- или видеосъемку запрещено.

Дворец дожей

Палаццо Дукале, он же дворец дожей, возвели в IX веке, но позднее многократно достраивали. Свой окончательный вид, дошедший до наших дней, здание приобрело только в XIV веке.

Уникальный дворцовый ансамбль объединяет в себе сразу три архитектурных стиля: ренессанс, готику и мавританский.

Сквозной первый этаж держит своими арками верхние этажи, что визуально создает впечатление парящего в воздухе сооружения.

История собора Святого Марка

История появления базилики берет свое начало в 829 году. Именно в этом году купцы из Венеции, узнав о разрушениях сарацинами христианских храмов в Александрии для возведения на их месте мусульманских мечетей, вывезли останки святого Марка к себе на родину. Для хранения мощей праведного Марка в Венеции приняли решение о строительстве базилики.

Собор Святого Марка возвели в 832 году на одной из венецианских площадей. В ходе восстания 976 года базилика серьезно пострадала, но спустя 2 года в ней провели восстановительные работы. В 1063 году стартовала постройка здания, стоящего сегодня на площади Сан-Марко. Завершилась она спустя 8 лет, а освящение собора в торжественной обстановке случилось в октябре 1094 года.

Базилика соединена с дворцом Дожей, имея с ним один общий двор. По задумке собор изначально выполнял функции дворцовой капеллы. Но в 1807 году, когда Венеция была подчинена Французской Империи, Наполеон Бонапарт превратил собор Святого Марка в кафедральный собор, так как кафедра епископа по его указанию была перенесена из храма Сан-Пьетро именно сюда.

Украшение собора длилось целых 8 столетий! Большая часть богатств собор появилась в нем после разграбления Константинополя, случившегося в период 4-го похода крестоносцев.

Изначально в соборной архитектуре прослеживались греческие и романские стили, но периодические улучшения и украшения собора привели к тому, что сегодня в нем сочетаются готика, ренессанс, греческий и мавританский стили. В убранстве храма использовались мрамор с востока, различные античные колонны, барельефы из Греции, всевозможные фрески, скульптурные изваяния, сделанные мастерами из Италии и Византии, башенки в готическом стиле.

Главная площадь Венеции — Сан Марко

Площадь всегда была центром венецианской жизни, сюда прибывали торговые суда, с неё отправлялся в свои путешествия Марко Поло. На этом месте стояло здание местных властей, которое впоследствии перестроили в дворец Дожей.

На Сан Марко проходила политическая жизнь Венецианской республики, народные гуляния и публичные казни.

Назвали площадь в честь евангелиста Марка, который является покровителем города.

Площадь Сан Марко состоит из двух частей: Пьяцетта и Пьяцца. Пьяцетта – это пространство от Гранд Канала до собора, а Пьяцца – площадь перед Собором Святого Марка.

Пьяцетта чуть меньше, но на месте их размер ощущается равноценным.

Время работы и стоимость билетов

Нахождение в Базилике не должно превышать 10 минут. Запрещено: заходить в Базилику в слишком открытой одежде, фотографировать и снимать видео, громко переговариваться, брать с собой крупногабаритный багаж.

Посещение с ноября по июнь:

  • Базилика: 9:30 – 17:00 (понедельник – суббота, вход возможен до 16:45) и 14:00 – 16:30 (воскресенье/праздники, вход возможен до 16:15) бесплатно;
  • Музей Сан-Марко: 9:45 – 16:45 (понедельник – суббота), 14:00 – 16:30 (воскресенье/праздники), цена за вход: 2 евро, в составе группы от 25 человек – 1 евро;
  • Pala D`Oro: 9:45 – 16:45 в будни и субботу, 14:00 – 16:30 в воскресенье и праздники (2 евро с индивидуальных путешественников, в составе группы более 25 человек – 1 евро);
  • Сокровищница: 9:45 – 16:45 с понедельника по субботу, 14:00 – 16:30 в воскресенье и праздничные дни (3 евро, в группе размером от 25 человек – 1, 50 евро).

Посещение с июня по ноябрь:

  • Базилика: 9:30 – 17:00 (вход до 16:45) в будни и субботу, и с 14:00 – 17:00 в воскресенье и праздники (вход до 16:45) бесплатно;
  • Музей Сан-Марко: 9:45 – 16:45 (5 евро с индивидуальных туристов, в группе от 25 человек – 2, 50 евро);
  • Pala D`Oro: 9:45 – 17:00 в будни и субботу, 14:00 – 17:00 в воскресенье и праздники (2 евро с индивидуальных туристов, в группе от 25 человек – 1 евро);
  • Сокровищница: 9:45 – 17:00 в будни и субботу, 14:00 – 17:00 в воскресенье и праздники (3 евро с индивидуальных посетителей, в составе туристической группы более 25 чел. – 1, 5 евро).

Внутреннее убранство

Мозаичная живопись в храме Святого Марка являет собой один из лучших образцов этого вида искусства. В качестве сырья для мозаики выступало стекло с острова Мурано. Стеклянные фрагменты выкладывались на золоченую фольгу и это создавало сияние, которое даже в атмосфере приглушенного света собора создавало ассоциацию со сферой божественного. Самая ранняя мозаика, изображающая святых Марка и Николая датируется IX-м веком.

До Нового времени грамотность в Европе не была распространена, поэтому настенные рисунки, мозаика с библейскими сюжетами, выполняли функцию просвещения. Они рассказывали библейскую историю и приобщали прихожан к вере.

С техникой мозаичного искусства Венеция познакомилась у византийцев. Они владели всеми секретами светопроницаемости и отражаемости камня и умели достигать необычайных эффектов, используя разные сочетания материалов. В Венеции византийские мастера нашли достойных учеников, способных оценить великолепие мозаики по достоинству.

Сверкание мозаики и мраморные переливы стен сочетаются с узором на полу. В атриуме каменные плиты разного цвета выложены в форме сплетающихся окружностей.

Когда вода поднимается и заливает городскую площадь, вода часто попадает на пол атриума и тогда смоченные камни создают удивительные переливы красок.

В центре храма расположена мраморная алтарная преграда, отделяющая общее пространство собора от алтаря. Наиболее впечатляющие украшения преграды: распятие из драгоценных металов в центре, а также статуи Марии, Иоанна Евангелиста и апостолов.

Золотой алтарь этого собора (Пала д’Оро) считается одним из самых роскошных, сохраненных до наших дней алтарей. Современный облик он обрел в середине XIV столетия. Его украшает обилие драгоценных камней и металлов: золото, алмазы, аметисты, рубины и изумруды, а также сочетание прекрасных эмалей тонкой работы, выполненных на золоте.

Солдаты Наполеона хотели забрать и эту ценность из собора. Однако служители храма смогли внушить им, что алтарь не имеет никакой ценности: якобы это всего лишь дерево, покрытое краской, а ценные камни на самом деле разноцветные стекляшки. Солдаты, поверив монахам, оставили ценность в храме.

Вплоть до середины XX века Пала д’Оро был закрыт для взглядов посетителей и открывался только во время праздничных церемоний. Сейчас доступ к нему открыт и рядом с ним проходит большой поток посетителей.

Собор обладает удивительной акустикой, этим свойством он притягивал к себе известных композиторов и исполнителей. Среди них такие имена как Монтеверди, Джованни Вивальди, Адриан Вилларт. Интересным акустическим свойством собора является возможность использовать несколько мест для музыкального исполнения. Здесь зародилось антифонное хоровое пение (двух или нескольких хоров попеременно), которое впоследствии распространилось в католической Европе.

Сокровищница

В соборе находится сокровищница, хранящая предметы, привезенные с разграбленного Востока или полученные в подарок от римских пап. Самые значимые экспонаты были получены из Константинополя. В данный момент здесь хранится чуть менее 300 предметов. Основную часть коллекции составляет церковная утварь, предназначенная для хранения ценностей и религиозных атрибутов.

Сокровищница делится на несколько отделов:

  • отдел Средневековья и Античности,
  • отдел византийского искусства,
  • отдел исламского искусства,
  • отдел западного искусства.

Музей собора

С конца XIX столетия здесь расположился музей, объединяющий предметы, рассказывающие об истории собора. С 2003 года он располагается в верхних помещениях нартекса. Здесь находятся фрагменты первых мозаик, драгоценные ткани, иконы, а также ряд живописных работ.

В музее хранится оригинал квадриги, расположенной на входе. В целях сохранности на фасаде достопримечательности размещена копия скульптуры.

Библиотека

До XVI столетия, в соборе хранилась Библиотека Святого Марка. Ее залы украшены трудами Веронезе, Сальвиати, Мелдолла и других выдающихся художников той эпохи. Часть коллекции была получена от Франческо Петрарки.

Кампанила

Рядом с собором отдельно расположена колокольня, выполненная в виде башни высотой около 98 метров. С верхней площадки, где можно сделать фото, открывается панорамный вид на город.

История возникновения колокольни Святого Марка

Примечательно, что колокольня Святого Марка была построена задолго до возникновения других сооружений на площади, а изначально на ее месте возвышалась сторожевая башня.

Фото: Ingus Kruklitis / Shutterstock.com

Сторожевая башня

Построенная в 9 веке в эпоху правления Пьетро Трибуно кампанила использовалась и в качестве сторожевой башни, и как маяк для кораблей, а также для оповещения горожан о важных событиях, происходящих в жизни Венеции. Для этих целей служили пять колоколов, каждый из которых имел собственное назначение.

В 15 веке колокольня была существенно разрушена сначала из-за молнии, а потом из-за землетрясения. После завершения восстановительных работ к 1513 году, в процессе которых на ее вершине была установлена позолоченная скульптура архангела Гавриила, колокольня Святого Марка приобрела современный вид.

Правда, размещенная в то время на вершине кампанилы статуя в 19 веке была заменена новой статуей, выполненной Дзандоменеги.

Лоджетта Сансовино

В 16 веке колокольня была дополнена лоджией, спроектированной Яколо Сансовино – так называемая «лоджетта Сансовино». В те времена лоджия служила местом размещения охраны Дворца Дожей.

Мишень для молний и очередное возрождение

Интересно, что на протяжении всей своей истории колокольня была прямо-таки мишенью для молний, пока в 18 веке на ней не был установлен молниеотвод.

В 1912 году колокольня пережила свое следующее возрождение: дело в том, что 14 июля 1902 года кампанила обрушилась из-за образовавшейся трещины. Несмотря на значительное разрушение сооружения, а также повреждение лоджии, уже через 9 лет строение было полностью восстановлено по приказу мэра Венеции.

Что посмотреть на Пьяцце Сан-Марко

В первую очередь нужно прогуляться по самой площади. В зданиях Старых и Новых Прокураций сегодня располагаются Музей Коррер, Библиотека Марчиана, самое старое в Италии кафе «Флориан», ресторан «Квадри» и кафе «Лавена», Археологический музей.

Музей Коррер и Археологический музей вместе с Дворцом Дожей входят в комплекс музеев Сан-Марко, чтобы попасть туда, нужно купить единый билет.

Музей Коррер открыт:

  • с 10:00 до 19:00 (с 1 апреля по 31 октября)
  • с 10:00 до 17:00 (с 1 ноября до 31 марта).

Остальные музеи работают по тому же расписанию. Помните, что за час до закрытия музея продажа билетов и посещения прекращаются.

Здание Старых Прокураций

Старые Прокурации примыкают к Часовой башне, одной из самых главных красот Венеции. Сама башня установлена так, чтобы часы её были видны далеко из лагуны и тем самым демонстрировали богатство и славу города. Огромный циферблат показывает время и фазы Луны. Наверху две фигуры мавров отбивают время ударами молотов в большой колокол.

На башню водят групповые экскурсии и только по предварительной записи.

Экскурсии на часовую башню

  • на итальянском языке проводятся каждый день в 12:00 и 16:00,
  • на английском — в 10:00 и 11:00 (с понедельника по среду), в 14:00 и 15:00 (с четверга по воскресенье),
  • на французском языке — понедельник, вторник, среда в 14:00 и 15:00, четверг, пятница, суббота, воскресенье — в 10:00 и 11:00.
  • На русском языке экскурсий нет.

Билет стоит 12 евро.

Заказать экскурсию можно здесь: torreorologio.visitmuve.it.

Колокольня Сан-Марко

Напротив Часовой башни на 98 метров ввысь взметнулась Кампаниле (Колокольня) Сан-Марко, куда можно подняться, купив билет за 8 евро.

Венецианцы называли её «Хозяин дома». Башня служила и колокольней собора, и маяком для моряков, и сторожевой башней.

Сооружение стоит здесь с VIII века, в XIV веке получило нынешний вид, но в 1902 году башня рухнула, дав перед этим трещину. Венецианцы ждали крушения, поэтому пострадавших не было. Через десять лет башня Кампаниле была отстроена заново.

Время работы:

  • октябрь-ноябрь — c 9:00 до 19:00,
  • декабрь-апрель — с 9:30 до 15:45,
  • май-июнь — с 9:00 до 19:00,
  • июль-сентябрь — с 9:00 до 21:00.

Базилика Сан-Марко и Дворец Дожей венчают орнамент Пьяццы. Время работы базилики и Дворца можно посмотреть на их страницах. Ссылки были выше.

На Пьяцетте Леончини стоят две фигуры каменных львов. Эти фигуры давно любимы туристами, которые фотографируются с ними, сидят на них. Львам трут носы, загадывая желание. Доступ к Львам не ограничен по времени и совершенно бесплатен.

Одна из главных и, пожалуй, самых древних достопримечательностей Пьяццы Сан-Марко — голуби. Здесь их много. Очень много! Проживание голубей на площади разрешено одним из дожей, принявшего двух голубей в дар и посчитавшего это знаком покровительства святого Марка. До 2008 года на Пьяцце официально продавали туристам корм для голубей.

Собор Святого Марка снаружи

До 1807 года бывшая часовней дожа, был собор Святого Марка (Basilica di San Marco) впервые упоминается в исторических хрониках в 829 году, когда мощи Святого Марка были привезены в Венецию из Александрии.

Современное здание, скопированное с церкви Апостолов в Константинополе, датируется 1063 годом.

В 1075 году дож издал закон, обязывающий все возвращающиеся корабли привозить что-то ценное для украшения базилики. Этот факт объясняет наличие в соборе Святого Марка более 500 колонн из редкого мрамора, порфира, алебастра и яшмы, привезенных с Востока.

Интерьер украшен 4 240 квадратными метрами золотых мозаик, в основном 12-го и 13-го веков.

Между 1500 и 1750 годами некоторые из старых секций были заменены «современными» мозаиками таких художников, как Тициан и Тинторетто. Мозаики, золотой алтарь, красивые часовни и сокровищница превратили собор Святого Марка в одно из самых любимых туристических достопримечательностей Италии.

Южный фасад собора Сан Марко

С 1503 года южный фасад был закрыт. До этого времени он служил в качестве входа со стороны венецианской лагуны

Но даже, несмотря на то, что большая часть южного фасада закрыта Дворцом дожей, его красота все равно привлекает внимание с Гранд-Канала

Различные скульптуры и мозаики дополняют его богатую архитектуру

Наряду с двумя грифонами в первой арке, обратите внимание на византийскую мозаику Богородицы, с 13-го века, расположенную между арками верхнего этажа. Перед фасадом находятся две мраморные пилястры, Пилястри Акритани, покрытые великолепными барельефами 6-го века

Также как и сам мощи Святого Марка, пилястры были военным трофеем, вывезенные венецианцами в 1256 году из порта захваченного города Акра. Скульптура четырех тетрархов установлена на углу южного фасада и выполнена из порфира, предположительно в Египте в 4-м веке

Перед фасадом находятся две мраморные пилястры, Пилястри Акритани, покрытые великолепными барельефами 6-го века. Также как и сам мощи Святого Марка, пилястры были военным трофеем, вывезенные венецианцами в 1256 году из порта захваченного города Акра. Скульптура четырех тетрархов установлена на углу южного фасада и выполнена из порфира, предположительно в Египте в 4-м веке.

Северный фасад собора Сан Марко

Северный фасад выходит на пьяцетту Леончини (Piazzetta dei Leoncini). Здесь есть один единственный вход – Порта деи Фьори (Porta dei Fiori), «врата цветов», украшенный скульптурным изображением Рождества Христова 13-го века, обрамленным листвой, ангелами и пророками.

Два других барельефа изображают трон судьи (7 или 8 век) с шестью овцами по бокам (символизирующими Двенадцать Апостолов) и колесницу Александра Македонского (10 век), запряженную грифонами.

Портик и галерея

Как и во всех византийский базиликах, в соборе Святого Марка есть портик, который служит прихожей перед входом в саму церковь. Мозаики куполов и арок портика датируются 13-м веком, кроме изображения Святого Марка, которое добавили в декор свода в 1545 году.

Они изображают (справа налево): Сотворение Мира, Каина и Авеля, Ноев Ковчег, Вавилонскую башню и истории Авраама, Иосифа и Моисея.

Каждый из трех порталов, ведущих в собор, обрамлен мраморными колоннами с богато украшенными капителями (6-9 века). В правом портале есть бронзовая дверь (10 век), покрытая серебряными надписями на греческом языке. Во внешней стене установлены Гробницы дожей, относящиеся к 12 веку.

Над портиком находится открытая галерея. До 1981 года там стояли четыре знаменитых бронзовых коня, смотря вниз на площадь Святого Марка. 

Когда-то они были частью квадриги, вывезенной из Константинополя. После падения Константинополя дож Энрико Дандоло привез лошадей в Венецию в качестве военного трофея.

В 1797 году Наполеон конфисковал статую и увез в Париж. Но в 1815 году они были возвращены в Венецию. Оригинальные фигуры лошадей можно увидеть в соборе в музее Марчиано. Те, что сейчас находят снаружи – это их копии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector