Нотр-дам де пари: история, архитектура, особенности собора парижской богоматери
Содержание:
- Внутреннее убранство собора
- Дальнейшая история собора Парижской Богоматери
- Главный фасад
- Броски
- Оригинальный парижский актерский состав
- Оригинальный состав из Лас-Вегаса
- Оригинальный французский состав
- Оригинальный канадский английский актерский состав
- Оригинальный лондонский состав
- Оригинальный испанский состав
- Оригинальный итальянский состав
- Оригинальный русский состав
- Оригинальный корейский состав
- Оригинальный фламандский состав
- Оригинальный польский состав
- Оригинальный украинский состав
- На краю гибели
- История
- Интерьер
- Время посещения собора
- Внутреннее пространство
- Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов
- 1. Собор стоит на месте древнего города
- 2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»
- 3. Башни собора — не близнецы
- 4. Двадцать восемь его царей потеряли голову
- 5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки
- 6. Виктор Гюго фактически спас собор
- 7. Его монстры современные, а не средневековые
- 8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод
- 9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери
- 10. На крыше собора живут пчелы
- ДЕЙСТВИЕ I
- Как добраться?
- Заключение
Внутреннее убранство собора
Нельзя не восхититься открывшемуся взору величию, оказавшись внутри. Огромные внутренние пространства собора или неф длиной 110 и высотой 33 метра потрясает грандиозными размерами и ритмичностью своих опор.
Свет, струящийся сквозь цветные витражные окна, наполняет его легкостью и великолепием. Каждый камень здесь безмолвный свидетель истории. Сюда стремились уставшие и отчаявшиеся, счастливые и ищущие люди и находили приют, успокоение и умиротворение.
Посмотрите, как легко возносятся вверх колонны, поддерживающие стрельчатый свод. Удивительно, как удалось средневековым архитекторам, так точно рассчитать инженерную сторону постройки, позволившую собору стоять века на зыбкой почве небольшого островка.
Дальнейшая история собора Парижской Богоматери
Париж на протяжении столетий переживал немало бурных событий. А его главный собор испытывал все превратности судьбы вместе со своим городом.
Строительство приходских церквей и королевской часовни несколько снизило статус этого храма. Тем не менее вплоть до революции 1789 года множество важных церемоний проходило именно в соборе Парижской Богоматери.
Нотр-Дам стал местом бракосочетания Марии Стюарт и Франциска Второго, королевы Марго и Генриха Четвертого. Фатальной стала для храма Великая Французская революция.
Робеспьер обложил католиков Парижа налогом в обмен за то, что он не снесет церковь с лица земли. Но это не помешало революционерам переименовать Нотр-Дам в Храм Разума и верховной Сущности и обезглавить королей Ветхого Завета, которые украшали западный фронтон здания.
Головы скульптур были выкуплены одним благочестивым парижанином, который похоронил их с почестями в подвале своего дома. Эти фрагменты были найдены в 19 веке и водружены на место.
Главный фасад
Галерея Ветхозаветных царей
Фигуры, расположенные над воротами главного фасада и представляющие 28 поколений Царей Иудеи, предков Богоматери и Христа, были установлены в начале XIII века. Каждая из них достигает 3,5 метров в высоту.
Во времена Средневековья они были богато раскрашены и очень скоро стали восприниматься прихожанами как короли Франции. Это искаженное восприятие привело к тому, что в неспокойные годы Французской революции фигуры были обезглавлены и извержены.
Короли заняли свое место после реставрации Виолле-ле-Дюка в XIX веке. В 1977 году в процессе раскопок были обнаружены фрагменты оригинальных фигур, которые сейчас можно увидеть в музее Клюни.
Балкон Богородицы
Балкон над галереей называется «балкон Богородицы». Статую Девы Марии в центре, окружают статуи Адама и Евы, добавленные во время реставрации. Два витражных окна и большая роза, диаметром почти 10 метров, посередине.
Верхняя галерея
Элегантная верхняя галерея, украшенная стройными колоннами, служит основанием двух башен, уравновешивая их своей легкостью.
Нижний горизонтальный ряд фасада
Три больших портала формируют нижний горизонтальный ряд фасада. Центральный портал известен, как портал «Страшного Суда» выше и шире двух остальных: южного портала «Святой Анны» — матери Богородицы, расположенного справа. И портала Богородицы – покровительницы собора или северного портала, расположенного слева.
Портал Святой Анны
Портал святой Анны был оформлен самым первым, приблизительно в 1200 году. Для его украшения использован тимпан, изготовленный 50-ю годами ранее для собора Сент-Этьен. Над тимпаном, в заостренных обрамляющих дугах, представлены картины божьего суда: ангелы, короли, пророки и священники воспевают славу Господа.
В центре портала находится Дева Мария с младенцем, выполненная в романском стиле. Она изображена сидящей на троне под балдахином, в короне и со скипетром, держащей на руках своего сына. С двух сторон трон Марии окружают ангелы. Слева от Марии епископ, справа коленопреклоненный король.
Два фриза портала были выполнены в разные периоды в разных стилях. Верхний фриз представляет картины из жизни святой Анны и Богородицы. Нижний рассказывает о приходе Христа на землю, начиная от Благовещения до Богоявления.
Портал Богородицы
Портал Богородицы появился в период с 1210 по 1220 год, уже после портала Святой Анны. Создатели хотели сделать этот портал выдающимся, отличным от остальных. Треугольный фронтон, венчающий скульптурную композицию над воротами, притягивает взгляд.
В центре нижнего фриза расположен Ковчег Завета. Его окружают три пророка слева и три Ветхозаветных короля справа.
На верхнем фризе Богородица на смертном одре в окружении самого Иисуса и двенадцати апостолов. Два ангела бережно переносят ее в рай.
Над двумя фризами располагается тимпан – декоративный элемент, украшающий ворота. Он является логическим продолжением фриза. Богородица уже в раю. Мы видим ее сидящей на одном троне с Иисусом. Ангел коронует Марию, а Иисус благословляет и передает скипетр. Ангелы, пророки, короли Божьего суда взирают на нее с архивольтов, заостренных дуг, обрамляющих фронтон.
Портал страшного суда
Центральный портал страшного суда занял свое место в последнюю очередь. На нижнем фризе, сразу над дверьми, изображена сцена воскрешения мертвых. Они восстают из своих могил и направляются к архангелу Михаилу, изображенному на верхнем фризе. Он взвешивает душу усопших, определяя по их земным делам и любви к Богу, кто направится в рай по правую руку от Христа и слева от нас, а кто в ад за дьяволом. Лица грешников иcкажены ужасом и отчаянием.
На тимпане, над двумя фризами, на троне величественно восседает Христос, возглавляя страшный суд. Руки Иисуса обращены к входящим. Он демонстрирует свои раны, а два ангела по обеим сторонам от него держат реликвии страстей христовых: распятие, гвозди и копье.
Справа и слева от ворот 12 апостолов, каждый из которых стоит над медальоном с изображением грехов и добродетелей.
Тайны барельефов
На фризах над воротами библейские сцены, ангелы, пророки, Богоматерь и Иисус, украшают христианский храм. Серия барельефов изображающие знаки зодиака и виды работ, соответствующие зодиакальным месяцам вызывают удивление.
На всех порталах можно найти таинственные знаки. Ответ на которые таит в себе алхимия. Например, телец и овен указывают на два весенних месяца, когда нужно начинать лабораторные операции. Если подняться на башни можно увидеть алхимика Нотр-Дам.
Броски
Оригинальный парижский актерский состав
- Элен Сегара : Эсмеральда
- Гару : Квазимодо
- Даниэль Лавуа : Фролло
- Бруно Пеллетье : Гренгуар
- Патрик Фиори : Феб
- Удача Мервил : Клопен
- Жюли Зенатти : Флер-де-Лис
Оригинальный состав из Лас-Вегаса
- Женьен Масс: Эсмеральда
- Дуг Сторм: Квазимодо
- Фрэнсис Руививар, Т. Эрик Харт: Фролло
- Девен Мэй : Гренгуар
- Марк В. Смит: Феб
- Дэвид Дженнингс: Клопен
- Джессика Грове: Флер-де-Лис
Оригинальный французский состав
- Франция D’Amour : Эсмеральда
- Марио Пельчат : Квазимодо
- Роберт Мариен : Фролло
- Сильвен Коссетт : Гренгуар
- Пьер Бенар-Конвей: Феб
- Чарльз Биддл-младший: Клопен
- Наташа Сен-Пьер : Флер-де-Лис
Оригинальный канадский английский актерский состав
- Алессандра Феррари: Эсмеральда
- Мэтт Лоран: Квазимодо
- Роберт Мариен : Фролло
- Ричард Шарест: Гренгуар
- Иван Педно: Феб
- Ян Карлайл: Клопен
- Мириам Брюссо: Флер-де-Лис
Оригинальный лондонский состав
- Тина Арена : Эсмеральда
- Гару : Квазимодо
- Даниэль Лавуа : Фролло
- Бруно Пеллетье : Гренгуар
- Стив Бальзамо : Феб
- Удача Мервил : Клопен
- Наташа Сен-Пьер : Флер-де-Лис
Оригинальный испанский состав
- Тайс Чурана / Лили Дахаб: Эсмеральда
- Альберт Мартинес: Квазимодо
- Энрике Секеро: Фролло
- Даниэль Англес : Гренгуар
- Лисардо Гуаринос : Феб
- Пако Арроджо: Клопен
- Эльвира Прадо : Fleur-de-Lys
Оригинальный итальянский состав
- Лола Понсе : Эсмеральда
- Джо Ди Тонно : Квазимодо
- Витторио Маттеуччи : Фролло
- Маттео Сетти: Гренгуар
- Грациано Галатоне : Фебус
- Марко Герцони : Клопен
- Клаудиа д’Оттави: Флер-де-Лис
Оригинальный русский состав
- Теона Дольникова : Эсмеральда
- Вячеслав Петкун : Квазимодо
- Александр Маракулин : Фролло
- Владимир Дыбский : Гренгуар
- Антон Макарский : Феб
- Сергей Ли : Клопен
- Анастасия Стоцкая : Fleur-de-Lys
Оригинальный корейский состав
- Бада , О Джин Ён, Мун Хе Вон : Эсмеральда
- Юн Хён-рёль , Ким Беоп-рэ : Квазимодо
- Со Бом Сок , Рю Чан У : Фролло
- Ким Тэ Хун, Пак Ын Тхэ , Чон Дон Сок: Гренгуар
- Ким Сон Мин, Ким Тэ Хён: Фебус
- Ли Чон Ёль , Мун Чжон Вон : Клопен
- Ким Чон Хён, Гвак Сон Ён: Флер-де-Лис
Оригинальный фламандский состав
- Сандрин Ван Handenhoven : Эсмеральда
- Гюнтер Томас : Квазимодо
- Вим Ван Ден Дрише : Фролло
- Деннис тен Вергерт : Гренгуар
- Тим Дризен : Феб
- Клейтон Пероти : Клопен
- Жориен Зееваарт: Флер-де-Лис
Оригинальный польский состав
- Майя Гадзинская, Ева Клосович — Эсмеральда
- Михал Гробельный , Януш Кручинский : Квазимодо
- Артур Гуза, Петр Плуска: Фролло
- Ян Трачик, Мацей Подгужак: Гренгуар
- Пшемыслав Зубович, Мацей Подгужак, Рафал Шатан: Феб
- Кшиштоф Войцеховский, Лукаш Zagrobelny : Клопен
- Кая Мианована , Вероника Валенсиак: Флер-де-Лис
Оригинальный украинский состав
- Ольга Жмурин — Эсмеральда
- Зиновий Карач — Квазимодо
- Антон Копытин — Фролло
- Виктория Васалатий — Флер-де-Лис
- Виктор Романченко — Клопен
- Михаил Димов — Гренгуар
- Аркадий Войтюк — Феб
На краю гибели
Далее свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».
Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли». При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.
Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.
Собор в Париже (фото)
Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен. Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.
История
Notre-Dame de Paris расположен на острове Сите. На этом месте еще до постройки Нотр Дам была христианская церковь Святого Стефана. Интересно, что ее построили на месте римского храма, посвященного Юпитеру. Всего 3 разные церкви разных эпох. Так что – место силы во всех смыслах. Представляете себе, сколько людей приходило сюда возносить молитвы с самых древних времен?
Строили его долго – с 1163 по 1345 год. В это легко поверить, как только вы его увидите. Монументальное строение со сложной архитектурой и множеством украшения. Готический собор у архитекторов знаменит еще тем, что является одним из первых c шестичастным нервюрным сводом. Сложно объяснить, так что лучше покажу: Все про французские вина — в моей прошлой статье. А еще читайте про французские блюда и деликатесы.
Дело в том, что такой стиль оформления свода церкви был очень редким в тот период переходного этапа от романского стиля.Нотр Дам признан шедевром архитектуры. Немного о габаритах:
- Общая высота — 35 м;
- длина — 130 м;
- ширина — 48 м;
- колокольни (каждая) — 69 м;
- знаменитый колокол Эммануэль (южная башня) — 13 тонн;
- а язык колокола весит — 500 кг.
Интерьер
Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.
В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.
В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец.
Гаргульи Нотр-Дам
Время посещения собора
Понедельник-суббота: с 8:00 до 19:00. Воскресенье: с 8:00 до 12:30, с 14:00 до 17:00. Вход свободный.
Сокровищница собора
Понедельник-пятница: с 9:30 до 18:00. Суббота: с 9:30 до 18:30. Воскресенье: с 13:30 до 18:30. Стоимость билета: 5 евро, льготный 2 евро.
Башни собора
Ежедневно, апрель-сентябрь. Понедельник-четверг: с 9:00 до 19:30. Пятница-воскресенье: с 9:00 до 21:00. Ежедневно, октябрь-март: с 10:00 до 17:00. Стоимость билета 10 евро.
Орган
Большой орган можно услышать ежедневно с 11:30 во время богослужений. Каждое воскресенье с 16:00 до 17:00 – органные концерты.
Терновый венец
Увидеть его можно в первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу католического Великого поста в 15:00. В страстную пятницу, по католическому календарю, венец выносят с 10:00 до 17:00.
Внутреннее пространство
Первое, что бросается в глаза внутри собора – необычное освещение. Свет проникает внутрь здания через многочисленные разноцветные витражи, создавая причудливую игру света на сводах центрального нефа. При этом больше всего света попадает на алтарь. Такая продуманная система освещения создает особую мистическую атмосферу.
Вместо массивных стен внутри собора Нотр-Дам – сводчатые арки и колонны. Такая организация пространства стала настоящим открытием готического стиля и позволила украсить собор множество цветных витражей.
Центральный неф Нотр-Дама кажется огромным. Масштабность собора связана с его изначальным предназначением – ведь по задумке создателей, он должен был вмещать в себя все население Парижа! И Нотр-Дам действительно прекрасно справлялся с этой задачей в то время, когда количество жителей французской столицы не превышало 10 тысяч человек. И все это население проживало на острове Сите, где находится собор.
Узнать много интересного об истории острова Сите, где и зародился Париж, можно в нашей аудиоэкскурсии “Колыбель Парижа“, доступной в приложении Travelry.
На что обратить внимание в соборе Нотр Дам
С западной стороны собора находится гордость Нотр-Дам – большой старинный орган, созданный еще в XV веке! А за ним виднеется и одно из трех витражных окон в форме розы, которые являются настоящими готическими шедеврами и украшают собор с XII столетия.
Перед алтарем находится отгороженное пространство, предназначавшееся для священников и церковных певчих и называемое хОрами. Отдельного внимания заслуживает ограда хоров – она искусно украшена цветными скульптурными композициями с изображением евангельских сюжетов, созданными еще в XIII-XIV веках! Их цветовое оформление было восстановлено при реставрации в XIX веке.
Ваше внимание привлекут и многочисленные интересные скульптуры, украшающие собор Нотр Дам. В частности, барочная скульптура «Пьета» за главным алтарем
В нашей аудиоэкскурсии по острову Сите мы пройдемся по собору Нотр-Дам, обращая внимание на самое интересное и узнавая об истории и оформлении здания
Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов
1. Собор стоит на месте древнего города
Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.
2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»
Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».
3. Башни собора — не близнецы
Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны
На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.
4. Двадцать восемь его царей потеряли голову
В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.
5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки
«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)
Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.
6. Виктор Гюго фактически спас собор
Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.
7. Его монстры современные, а не средневековые
Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)
Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.
8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод
Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.
9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери
Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)
На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.
10. На крыше собора живут пчелы
На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.
ДЕЙСТВИЕ I
Сцена 1. Праздник шутов
В году 1482 от Рождества Христова, в день 6 января, в Париже Людовика ХI, замкнутом между Собором Парижской Богоматери, Лувром и Шатле – между Богом, королем и правосудием – горожане и вилланы собрались на праздник шутов. Здесь состязаются, гримасничая и паясничая, чтобы завоевать титул Папы шутов.
Внезапно появляется существо столь чудовищное, что сразу же затмевает всех остальных – хромоногий горбун Квазимодо, звонарь Собора. Однако его уродство не притворно, оно реально.
При виде Квазимодо толпа на минуту застывает в изумлении. Затем жестокие насмешки возобновляются с новой силой, Квазимодо объявляют Папой шутов, гротескный кортеж сопровождает несчастного калеку, который, наслаждаясь своим смехотворным титулом, разом выказывает и удовольствие, и снисходительность.
Сцена 2. Молитва
Появление нового персонажа нарушает ход праздника. Клод Фролло, архидьякон Собора, пришел, чтобы сказать людям: жизнь дается не для потех и забав, а для покаяния и молитв.
Пристыженный Квазимодо, будто верный пес, бросается к ногам Фролло – ибо этому суровому и черствому человеку он обязан жизнью. Священник приютил, воспитал и сделал звонарем подкидыша, которого собирались бросить в костер кумушки, увидев в его уродстве печать Дьявола.
За напускной строгостью и холодностью Фролло прячет душу, терзаемую страстью с той минуты, как он увидел перед папертью Собора танец цыганки по имени Эсмеральда.
Тщетно он пытается молиться: звуки ее бубна – как нестерпимая навязчивая идея – непрерывно звучат в его ушах.
Сцена 3. Эсмеральда
Она появляется – столь прекрасная, что, воистину, «Бог предпочел бы ее Святой Деве». Она танцует, и ее огненный танец призывает к любви.
Обезумев от страсти, архидьякон приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду.
Сцена 4. Двор чудес
Тогда начинается ужасающее преследование по ночному Парижу среди людей тьмы: нищих, калек, попрошаек, карманников – всех отверженных со Двора чудес, чье царство – ночь.
Сцена 5. Позорный столб
Эсмеральду спасает вмешательство отряда стрелков, во главе которых гарцует красавец – капитан Феб.
Один взгляд прекрасного офицера обольщает цыганку. В это время стрелки арестовывают Квазимодо и, избивая, волокут его к позорному столбу под удовлетворенными взглядами зевак и детей, взобравшихся взрослым на плечи, чтобы не упустить ничего из этого зрелища.
Лишь Эсмеральда, растроганная страданиями существа, от которого она еще недавно бежала с ужасом, проходит сквозь толпу, чтобы дать ему напиться.
Этот простой жест жалости, без сомнения, единственный когда-либо ему явленный и к тому же исходящий от девушки, столь же прекрасной, сколь он уродлив, потрясает душу звонаря и изменяет ход его судьбы.
Сцена 7. Таверна
Час спустя Эсмеральда уже не думает о горбуне. Она полна любовью к Фебу, который триумфально шествует во главе солдат.
Феб уводит Эсмеральду в таверну, с завсегдатаями которой – самодовольными развратниками – он на дружеской ноге.
Феб остается наедине с Эсмеральдой и вскоре уже держит ее обнаженной в своих объятьях.
Но они не одни. Укрытый темнотой Фролло, опьяненный гневом и ревностью, следит за их забавами.
Не выдержав, он поражает Феба кинжалом и скрывается. Сбегающаяся толпа разражается жалобами, караульные уводят Эсмеральду – все обстоятельства убеждают в ее виновности.
Сцена 9. Виселица
Уличенной в разврате, колдовстве и покушении на убийство Эсмеральде, невзирая на ее мольбы, не от кого ждать снисхождения – ни от судей, ни от публики, подстрекаемой Клодом. У нее одна судьба: быть повешенной.
Она уже в руках палача, когда внезапно появляется Квазимодо, не забывший великодушия цыганки.
Оттолкнув стражников, он хватает Эсмеральду и уносит под своды Собора Парижской Богоматери, где она пользуется правом убежища от правосудия.
Клод Фролло, несмотря на свою досаду, может лишь сдерживать людей, устремляющихся в храм. Толпа, всегда готовая к резким поворотам событий и всегда чувствительная к подвигам, оглашает воздух старинным радостным кличем: «Noel! Noel!».
Как добраться?
Метро
–Линия 4, Cité ou Saint-Michel–Линия 1, 11, Hôtel de Ville–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne–Линия 7, 11, 14 Châtelet
RER
–Линия B, Saint-Michel – Notre-Dame–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame
Автобус
–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain
Заключение
Внутри храма выполнены поперечные нефы, которые переплетаясь с основным продольным, формируют крест. В часовнях, которые находятся в правой стороне Нотр-Дам, находятся картины и скульптурные произведения различных живописцев, которые, по многолетним обычаям, даруются храму каждый год в начале мая. Люстра храма выполнена из бронзы, покрытой серебром по проекту французского архитектора.
Ежегодно Собор посещают миллионы путешественников, проводятся бесплатные экскурсии, разрешают туристам делать фото внутреннего убранства Собора. Осмотр богатств этой достопримечательности можно сочетать с бесплатным посещением органных концертов.
Более подробное описание и фото всех скульптур, витражей, а также качественное описание и фото интерьера Собора, любой пользователь может найти на официальном сайте www.notredamedeparis.fr. Кроме этого на веб-сайте можно просмотреть и другие уникальные фото, а также узнать полезную информацию о Соборе.