Монастыри в суздале

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, Владимирская область

Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня он входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а его экспозиции знакомят с историей, культурой и искусством Суздальской земли.

История монастыря

Князь Суздальский и Нижегородский Борис Константинович основал монастырь в 1352 году как мужскую обитель, посвященную Спасу, и крепость, призванную защищать город от врагов. Для монастыря было выбрано стратегически выгодное место: он расположился к северу от Суздаля, а высокий и извилистый берег реки Каменки стал для города дополнительной защитой. В XVI веке первый игумен обители Евфимий был причислен к лику общерусских святых, и в честь него монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым.

Деревянные монастырские постройки сгорели в начале XVII веке во время польско-литовского нашествия, после чего монастырь стал обрастать новыми крепостными стенами с мощными оборонительными башнями, которые даже издали были видны над высоким берегом реки. К концу XVII века Спасо-Евфимиев монастырь входил в число пяти крупнейших монастырей России, здесь велось активное каменное строительство.

В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников» — душевнобольных и политических арестантов, среди которых — еретики, раскольники, сектанты и простые люди, не угодившие властям. За 150 лет существования тюрьмы (ее закрыли в начале XX века) здесь побывало около 350 заключенных.

Монастырь был закрыт в 1922 году, чуть позже в нем расположился политизолятор: накануне войны сюда перевели интернированных чехов. После начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, через который прошли более 8 тысяч человек. Здесь проверяли солдат Красной армии после их пребывания в плену противника. Позднее Спасо-Евфимиев монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры и генералы вермахта, а также итальянской, венгерской, румынской и испанской армий.

В послевоенные годы на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников. Спасо-Евфимиев монастырь становится музеем только с 1968 года.

Сооружения Спасо-Евфимиева монастыря

Проездную башню с главными воротами во всех крепостях старались сделать самым мощным и прочным сооружением, ведь именно туда всегда был направлен первый удар врага. Башня на Святых воротах Спасо-Евфимиева монастыря достигала 22 метра в высоту. Нижний ярус украшают только два киота для икон и бойницы, а верхний поражает красотой своего убранства: широкий карниз с изразцами, узорчатые наличники, верхний пояс с остриями кокошников.

За аркой ворот проездной башни и надвратной Благовещенской церкви располагаются древнейшие монастырские постройки. В центре высится Спасо-Преображенский собор XVI–XIX веков, который был достроен к маленькой бесстолпной Спасской церкви (она является древнейшим каменным сооружением монастыря и относится к началу XVI века). Впоследствии церковь стала называться Евфимьевским приделом, а в XIX веке с северной стороны собора был пристроен придел Сергия Радонежского и галерея, окружившая собор с трех сторон. Собор приобрел массивный и величественный вид и богатое внутреннее убранство. Стены были расписаны знаменитыми мастерами артели Гурия Никитина и Силы Савина в конце XVIII века, которые работали во многих храмах Ярославля, Костромы и Москвы.

Справа от собора — большая звонница XVI–XVII веков, за ней — братский келейный корпус XVII–XIX веков, где находились кельи монахов. Слева от храма расположена Успенская церковь постройки 1525 года. Она является уникальным образцом шатрового русского зодчества, это здание объединяет в себе церковь и хозяйственное строение — трапезную палату, в которой были складские помещения, кухня и трапезный зал, а в подвалах находились запасы монастырской провизии. К Успенской церкви примыкает архимандритский корпус.

Также на территории монастыря располагается тюремный корпус, Благовещенская церковь, Никольская больничная церковь с палатами для монастырской братии и мавзолей Дмитрия Пожарского.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Наименование объекта: «Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря»

Регистрационный номер: 331520003960006

Александровский мужской монастырь

Статья: Александровский мужской монастырь

Общий вид Александровского монастыря

По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.

С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.

Вид на святые ворота Александровского монастыря

Сегодня самый старый архитектурный памятник обители — это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны. Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.

Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.

Дополнительная информация

На территории Свято-Покровского собора располагается трапезная, которую могут посетить паломники и гости монастыря. Рядом с ней располагается небольшая Зачатьевская церковь в стиле польской архитектуры. Трапезная палата работает ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 16:30. Из меню полностью исключено мясо, всё меню полностью составлено по уставу. Во время постов в трапезной готовят исключительно постные блюда. Телефон трапезной и более подробную информацию можно найти на сайте комплекса.

Здесь также находится церковная лавка, работающая ежедневно. В церковной лавке можно приобрести сувениры, иконы, религиозную литературу, свечи, крестики и т. д. Помимо этого, тут можно заказать молебны, панихиды и поминовения.

Несмотря на то, что раньше на территории монастыря располагался туристический комплекс, на данный момент тут нет гостиницы. Поэтому руководство монастыря подчеркивает, что у комплекса нет возможности принимать на ночь паломнические и туристические группы.

Ludvig14

Достопримечательности Заречной стороны Суздаля

Главные объекты туристического интереса, расположенные на правой стороне реки Каменки.

Знаменская и Ризположенская церкви на Мжаре

Река Мжара – это небольшой приток Каменки. На ее берегу, у самого въезда в Суздаль находилась бывшая Владимирская застава. Здесь можно посетить живописный архитектурный ансамбль: летняя церковь Знамения, теплая Ризоположенская и отдельно стоящая колокольня. Все постройки относят к 1749 – 1788 году. Летний храм двухъярусный, с большой апсидой, и массивным крыльцом. Колокольня трехъярусная, декорирована пилястрами.

Церковь Бориса и Глеба на Борисовой стороне

На этом месте, на правом берегу Каменки, еще до смутного времени находился Борисов монастырь и Борисова слобода. Предположительно, каменный храм здесь построили в 1749 году. Он выполнен в нехарактерном для Суздаля стиле московского барокко: краснокирпичные стены дополнены белым резным декором, к храму примыкает четырехъярусная колокольня с высокими проемами. Ранее он имел парную деревянную церковь, не сохранившуюся до наших дней.

Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе

Храм стоит в излучине Каменки, на возвышенности, именуемой Иванова гора. Рядом находится заказник Ильинский луг. Раньше рядом стоял зимний храм Иоанна Богослова, вместе с трапезной и колокольней он был утрачен в советское время. Ильинская церковь 1744 года имеет типичное для XVIII века строение «восьмерик на четверике», увенчана небольшой главкой. В 2010 году прошла масштабная реставрация, также восстановили колокольню и трапезную.

Ильинский луг и река Каменка

Реку Каменку можно назвать главной артерией древнего города, ее причудливые повороты определили место Кремля и других важных объектов. Река в этих местах чрезвычайно живописна, а противоположный от Кремля берег занимает заповедный луг площадью более 40 гектар, это самый большой из выделенных в Суздале одиннадцати лугов. Через него можно пройти по тропинке от Ильинской церкви. Встречаются редкие растения и птицы, в основном озерная чайка.

Богоявленская и Рождественская церкви в Кожевенной слободе

Ансамбль из летней и зимней церквей был построен в 1739 – 1781 годах в бывшей слободе суздальских кожевенников. Здесь, на правом берегу Каменки, ранее располагались деревянные церкви.  Летняя Богоявленская церковь больше, имеет изогнутую восьмискатную кровлю и небольшую двухъярусную главку. Окна обрамлены полуколоннами и кокошниками Рождественская оформлена проще, имеет стройную колокольню.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Каменный храм был построен в Кожевенной слободе, предположительно, в конце XVII – начале XVIII века. Ранее здесь находился Андреевский монастырь, разрушенный поляками. Храм не действует, до наших дней сохранилась только основа постройки – массивный четверик, украшенный полуколоннами и карнизами. Окна оформлены тройнями под общим наличником.  Алтарная часть и колокольня были утрачены.

Петропавловская и Никольская церкви

Высокий пятиглавый храм, стоит у входа в Покровский монастырь. Это Петропавловская церковь, построенная в 1694 году. Она является основной в парном архитектурном ансамбле, который дополняет зимняя Никольская церковь. Место расположения – низкая луговая равнина на берегу реки, вокруг открывается живописная панорама храмов и монастырей, расположенных на возвышенностях.

Музей «Щурово городище»


Музей «Щурово городище».
1

Хотите не просто взглянуть на старину, а буквально окунуться в жизнь давно прошедших веков? Тогда отправляйтесь в «Щурово Городище», который смело можно назвать музеем «живой» истории. Этот музейный комплекс под открытым небом представляет собой реконструированное поселение древних славян IX-XI веков. Основой для его создания послужили декорации к фильму «Царь», который Павел Лунгин снимал в этих местах в 2008 году.

На территории музея вы увидите жилые деревянные избы и всевозможные хозяйственные постройки – глинобитную печь, амбары, кузницу и т.д. Но главное достоинство «Щурова Городища» заключается не в этом, а в возможности поучаствовать в различных тематических интерактивных программах, позволяющих окунуться в быт наших предков, узнать об их традициях и культуре.

Где еще вы сможете в одном месте покататься верхом на лошадях, научиться стрелять из лука, испытать свои силы в искусстве владения мечом и копьем, самостоятельно испечь хлеб в старорусской печи, попробовать себя в работе с глиной? Да даже как вскопать грядку, многие жители мегаполисов уже успели забыть! Нет лучшего способа отвлечься от ежедневной рутины, чем примерить на себя роль крестьянина X века!

Для маленьких посетителей «Городища» предусмотрена возможность пообщаться с козлятами, кроликами и другими домашними животными. В летнее время гости музея смогут попробовать настоящую сметану и парное молоко, свежие яйца и натуральный творог, а также отведать национальные блюда, приготовленные по старинным рецептам.

Посещение «Щурова городища», благодаря царящей в нем атмосфере, считается отличным вариантов семейного отдыха. Здесь каждый найдет занятие по душе, а значит, каждый запомнит этот день надолго.

Адрес: Щурово Городище, улица Коровники, Суздаль, Владимирская область, Россия.

Суздальский Кремль

Суздальский кремль возвели в XI–XII веках, чтобы защищать город от врагов с востока, юга и запада. С северной стороны Суздаля путь неприятелю преграждала река Каменка. Кремль опоясывали земляные валы протяженностью более километра, на них были сооружены ворота, башни и бревенчатые стены. Развалины валов и рвов сохранились до наших дней.

Самая древняя постройка Суздальского кремля — собор Рождества Богородицы. Его построили в XIII веке при князе Георгии Всеволодовиче. В XVII веке в центре главной площади Кремля возвели каменные здания Архиерейских палат, которые включали в себя жилые и хозяйственные постройки. До конца XVIII века Суздальский кремль служил резиденцией владимиро-суздальских архиереев. Сегодня он представляет собой музейный комплекс, памятник древнерусского искусства и зодчества.

Смоленский храм

Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название – Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля.

Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах.

Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.

Церкви, которые стоят в суздальских слободах

Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря

, на центральной улице города. ЛетняяСмоленская церковь и зимнийхрам святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.

Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)

Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.

Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.

Вид на храм Ильи Пророка

На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка

. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.

В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи

иБогоявленской церкви . Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.

Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)

Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.

На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь

. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.

Вид на Тихвинскую церковь

Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения

иЗнаменский храм . Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».

Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)

Возле Музея деревянного зодчества

, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичныйхрам Бориса и Глеба . Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.

Одноглавая Космодемьянская церковь

и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.

Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне

В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви

иНикольского храма . Раньше здесь находился женский Покровский монастырь.Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.

Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе

За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.

Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)

Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Покровский женский монастырь

Статья: Покровский женский монастырь

Покровский монастырь с высоты птичьего полёта

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Его основал князь Суздаля и Нижнего Новгорода Андрей Константинович.

В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства.

Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодны правящему государю.

Вид на постройки Покровского монастыря

Поскольку судьба несчастных была заранее предрешена, для них в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом.

Первой знатной узницей обители стала Соломония — жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплотной и отправил в монастырь, где несчастную против ее воли постригли в монахини. В качестве бесправных инокинь в Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

Вид на святые ворота с Благовещенской надвратной церковью Покровского монастыря

С 1992 года монастырь возродился как действующая женская обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов каждый день. Много путешественников, приезжающих в древний русский город, стараются попасть на территорию этого монастыря, чтобы увидеть красивый собор Покрова и высокую шатровую колокольню.

Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Московии — Василием III.

В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке. Кроме того, на территории расположен ссудный дом или приказная изба, в подземелье которого содержали знатных узниц. Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Покровский монастырь

Покровский монастырь в Суздале является популярной исторической достопримечательностью, здесь среди белокаменных стен находилась так называемая женская тюрьма для высокопоставленных лиц, куда их ссылали после насильного пострига в монахини. Здесь же их чаще всего и хоронили после смерти — в подклете Покровского храма находится женская усыпальница.

Покровский собор

Покровский монастырь был основан в 1364 году, но его современный облик и известность приобретены во времена правления князя Василия III. Именно сюда он отправляет свою жену княгиню Соломонию Сабурову, с которой прожил 20 лет в браке и которую выбрал на смотре невест. Соломония не смогла родить наследника, за что была насильно пострижена в монахини под именем София.

Шатровая колокольня Покровского собора

Существует легенда, что Соломония была беременна, когда ее заключили в монастырь, и родила сына Георгия, но доказательств этому факту нет. Василий III женился на молодой Елене Глинской, которая родила сына, будущего царя Ивана IV, названного Грозным.

Поступок Василия III создал прецедент, который активно использовали последующие российские правители. Иван Грозный отправил из Александровой слободы, где он жил с семьей в Покровский монастырь свою жену Анну Васильчикову, а также жен своего сына наследника Ивана — Евдокию Сабурову, родственницу Соломонии Сабуровой, и Прасковью Соловую. Петр I избавился таким же способом от своей жены — царицы Евдокии Лопухиной.

Зачатьевская трапезная церковь

Здесь жили насильно постриженные в монахини — царевна Ксения Годунова, дочь Бориса Годунова, вторая жена Василия Шуйского — царица Мария Буйносова-Ростовская и многие другие.

Приказная изба

Сейчас Покровский женский монастырь — действующий, он стал первым монастырем в Суздале, возобновившем монашескую деятельность, это произошло в 1992 году. Здесь находятся белоснежный Покровский собор (1510-1514) — главное здание монастыря, рядом с ним шатровая колокольня (1515 г. — XVIIв.), Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510-1518), Зачатьевская трапезная церковь (после 1551).

В монастыре с советских времен работала гостиница «Покровская», в деревянных домиках, стилизованных под русские избы XIX века. В 2008 году гостиница была закрыта, теперь в домиках находятся кельи монахинь и приют для девочек. До 2019 года в Приказной избе размещалась экспозиция, посвященная истории Покровского монастыря, сейчас здание передано РПЦ, а экспозиция разобрана. Большая часть территории монастыря закрыта от туристов, для осмотра доступен только Покровский собор и Трапезная, где можно поесть.

Современная история собора

До 1930-х годов в соборе проводились богослужения, однако с началом исследовательских и археологических работ они были прекращены. Была проделана колоссальная работа по восстановлению прежнего внутреннего убранства церкви, а также ее внешнего вида. К 1960-м годам более поздние наружные достройки были демонтированы, и храм обрел такой же вид, как и в XVI веке, исключением являются только луковичные главы со звездами.

В 90-е годы богослужения возобновились. В настоящее время собор совместно используется Владимиро-Суздальской епархией РПЦ и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

Во второй половине 2005 года после длительной реставрации Рождественский собор в городе Суздаль был вновь открыт. Во время реставрационных работ в церкви были обнаружены мощи Св. Арсения Элассонского, жившего с 1550 по 1635 годы. Он являлся архиепископом Суздальским и Тарусским и был канонизирован в 1982 году. На последнем этапе мастера отреставрировали фрески и стены из белого камня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector